Глава 22. ТРЕНИРОВКИ В СЕЗОНЕ И ИГРЫ
Основная цель этой главы — дать примерную схему тренировочной программы, включающей в себя развитие гибкости и выносливости в течение сезона. Мы предлагаем здесь также некоторые рекомендации для групп занимающихся и команд по совершенствованию в технике и тактике.
Тренировочная программа
Будем считать, что перед началом сезона игроки уже проделали тренировочный цикл общефизической подготовки. Поэтому независимо от индивидуальной программы развития силы, выносливости и скорости основной упор на тренировках делается на развитие и совершенствование техники и тактики. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы упражнения с мячом включались сразу же после упражнений на скорость и выносливость. Развитие силы и специальной выносливости отнимает много энергии и оставляет мало сил для занятий с мячом. Нельзя смешивать такие занятия. Развитие выносливости должно осуществляться постепенно, и глупо требовать от команды достигнуть ее в две-три тренировки, в которые еще включались и упражнения с мячом.
Учитывая это, тренировочная программа должна быть составлена следующим образом:
Для юношеских команд в пункты 2 и 3 тренировочного плана нужно, очевидно, включить больше упражнений на привитие основ техники. В любой главе книги можно найти упражнения, над которыми нужно работать. Примерный комплекс упражнений изложен и в этой главе, в разделе «Индивидуальная тренировка».
Разминка
Пожалуй, не стоит много говорить о важности основательной разминки перед игрой или тренировкой. Начать игру без разминки — то же самое, что пытаться тронуться на автомобиле на высшей передаче. Холодные мышцы не приспособлены к резким и быстрым движениям, и все подобные попытки могут привести только к травмам. Волосы встают дыбом, когда видишь, как многие игроки, даже те, которые считают, что разминка необходима, относятся к
упражнениям на гибкость как к скучным и ненужным занятиям. Если такие игроки и делают разминку, то так небрежно, что от нее мало пользы.
Разминка подготавливает к игре не только мускулы, но и психику. Не только тело подготавливается к большим нагрузкам, но и мозг настраивается работать быстро. Настройка на игру не только обостряет реакцию, но и уменьшает число травм. Поэтому мозг должен сначала помочь размять тело, а затем и сам подготовиться к игре. Следовательно, разминка должна состоять из двух частей: разминки всех групп мышц и психологической настройки.
Упражнения на гибкость
Очевидно, что разминка перед матчем должна несколько отличаться от разминки перед тренировкой. Разминка перед игрой должна включать разогревание, упражнения на растяжение для скоростной работы, разминку с мячом и психологическую настройку. Не следует делать чисто силовые упражнения. Вот примерная схема специальной разминки:
а) медленный бег вокруг поля с ритмичным дыханием. Закончить 50-метровым ускорением вполсилы;
б) упражнения на гибкость и растяжение на все группы мышц и суставы (7—10 мин.):
г) бег на месте, перескоки на месте, иногда поднимая высоко колени;
д) передачи по кругу вдвое дальше, чем обычно (нападающие выполняют действия, указанные в разделе «Групповой дриблинг и передача мяча». Трехчетвертные начинают с передачи полузащитников);
е) передачи на месте вперемежку с упражнениями на внимание.
Отдых и расслабление за 5—10 мин. до начала матча.
Общее время 25—30 мин.
Разминка перед тренировкой должна быть короче. Так, например, бег можно укоротить или совсем не проводить. Упражнения, указанные в пп. «б», «в», «г», должны быть выполнены полностью или заменены эквивалентными. Силовые упражнения можно включить после упражнений в беге и перескоках. Упражнения на скорость и выносливость объединяются с упражнениями с мячом или чередуются с ними.
Упражнения на внимание и быстроту реакции
При выполнении этих упражнений группу можно разделить на нападающих и трехчетвертных для отработки передач и дриблинга. Так лучше вырабатывать скорость и выносливость. Можно выполнять упражнения и всей группой вместе, но никогда не следует их затягивать. Вполне достаточно выполнить упражнение, двигаясь в один конец поля и обратно. Основное внимание нужно уделять развитию скорости и быстрой реакции.
Бег с кувырками. Это хорошее упражнение для овладения искусством безопасного падения и быстрого подъема. Упражнение помогает уменьшить число травм при захватах и в то же время прививает навык подниматься сразу после падения для контратаки. Игроки бегут по полю и обратно, выполняя следующие упражнения: спокойный бег, падение, кувырок через голову, подъем, быстрый бег, падение, подъем, спокойный бег и т. п.
Падения на землю совершаются по свистку тренера, но свисток надо давать внезапно, чтобы он был для игроков неожиданным. При совершении кувырка (вперед или вбок) плечи должны касаться земли.
Бег с ускорениями. Тренер может вновь использовать свисток. По его сигналу скорость бега меняется, т. е. чередуются медленный бег, ускорение, медленный бег и снова ускорение. Как и раньше, паузы между ускорениями должны быть различны, чтобы держать игроков в постоянном напряжении.
Бег со скрестным шагом (резко изменяя направление). Последовательность бега такая же, как и при беге с кувырками. Вместо падения надо выполнять скрестный шаг, обращая особое внимание на разворот бедер. Уход в сторону получается естественнее, если игрок делает имитацию передачи в сторону, противоположную повороту.
Можно проделать еще ряд упражнений, подобных следующему. Игроки выстраиваются вдоль зачетной линии. Мяч выбивается высоко вверх и в поле. Группа бросается за ним, и тот игрок, который поймает или подберет мяч, начинает продвижение с пасами до конца поля. Затем упражнение повторяется с теми, кто не принимал участия в пасах.
Упражнения на скорость. Группы по два-три человека могут на полной скорости пробежать 4x40м и 2х60м с короткими интервалами между каждым рывком. Группы составляются из игроков, обладающих приблизительно одинаковой скоростью. С помощью секундомера можно прикинуть время каждой из групп.
Для большей интенсивности тренировки упражнения можно выполнять до середины поля и обратно. Тогда лодыри будут на виду у тренера.
Индивидуальная тренировка
В этой главе, как вы заметили, все упражнения выполняются всей командой или группами Совершенствование индивидуального мастерства проводится на специальных занятиях по два или три человека, не больше. Желательно не за счет коллективной работы. Если это невозможно, то одну тренировку в неделю специально можно посвятить совершенствованию техники. Такие занятия должны включать следующее: пасы, прием и передачу мяча, захваты и падения на мяч, пасы полузащитников.
Индивидуальные занятия должны включать совместные тренировки полузащитника и первого номера, игроков коридора и крайнего трехчетвертного, а также центровых.
Групповой дриблинг и передача мяча
При выполнении упражнений гораздо больше пользы, если игроки будут пробегать короткие дистанции (и не во всю силу), а не длинные.
Нападающие. Для того чтобы увеличить скорость передачи мяча нападающими без ущерба точности передач и держать всех нападающих в постоянной готовности принять мяч, можно предложить следующие упражнения.
Статические положения.
Начальный удар и удар от ворот. Тактика бьющей и принимающей сторон должна отрабатываться отдельно. Причем до этого все игроки должны хорошо усвоить свои обязанности на поле. Позднее можно использовать две полные команды. Важно обратить внимание на следующее:
Коридор. Сначала нападающие должны тренироваться одни, без противника. Крайний трехчетвертной используется обычно для вбрасывания мяча. Когда произвольные схватки в коридоре будут организовываться правильно и прочно, можно соединить две схватки, сопротивляющиеся друг другу. Позднее к ним могут присоединиться трехчетвертные.
Тренировка схватки. Тренировка схватки совершенно необходима, хотя это весьма утомительное для игроков упражнение. От продолжительных тренировок, когда нападающие сильно устанут, пользы, по существу, не бывает. Поэтому тренеры, особенно юношеских команд, должны следить, чтобы тренировки схваток не были продолжительными. Лучше иметь несколько коротких тренировок, чем одну длинную (например, по 7 мин. три раза в неделю, чем 20 мин. за одну тренировку). Нет смысла держать схватку внизу более минуты за один раз. Минуты вполне достаточно, чтобы исправить ошибки в позиции ног, сцеплении или отработать толчок и выбивание мяча из схватки. Гораздо лучше заниматься со всеми линиями схватки отдельно и собирать всю схватку вместе только тогда, когда каждая линия усвоила свои обязанности. Мы предлагаем следующую схему для тренировок схватки::
Обычная тактика
Рассыпание нападающих от схватки в атаке и защите. Рассыпание должно практиковаться от схватки на краю поля и в центре. В тренировку включаются следующие упражнения:
В тренировке неожиданных тактических комбинаций необходимо обратить внимание на следующее:
Игры должны проводиться в полной игровой форме. В игре должен быть, по крайней мере, один перерыв, в течение которого тренер может указать на ошибки либо внести изменения в расстановку игроков или тактику игры.
Ниже приводятся различные варианты игровых тренировок. Время игры может определяться тренером.
Семь на семь. Отличная тренировка на любом этапе игрового сезона.
Игра до касания. Игра проходит по всем правилам, за исключением того, что вместо захватов используется простое касание. Такая игра убыстряет передачу мяча и создает идеальные условия для шлифовки движений.
Статические положения. Это не игра в прямом смысле, а серия статических положений, которые быстро следуют одно за другим по команде тренера или судьи. Цель такой тренировки - в условиях, приближенных к игровым, отработать статические положения. Игра может начинаться ударом, схваткой или коридором, которые будут организовываться так быстро, как тренер считает необходимым. Тренер подает сигнал и кричит: «Схватка!» (указывая место схватки), или «Произвольная схватка!», или «Коридор!», или «Начальный удар!» и т. п. Сторона, завладевшая мячом, может применить любое продолжение, которое ей известно. Так как попытки будут выигрываться довольно редко, важно, чтобы тренер не пускал игру на самотек и быстро отдавал команды. Когда атаки прерываются, нет необходимости назначать то статическое положение, которое должно было бы следовать.
Пас или штрафной. Такая тренировка улучшает технику владения мячом и технику захватов. Попытки засчитываются обычным образом, а правила игры в регби сохраняются, за исключением следующего:
Основная цель этой главы — дать примерную схему тренировочной программы, включающей в себя развитие гибкости и выносливости в течение сезона. Мы предлагаем здесь также некоторые рекомендации для групп занимающихся и команд по совершенствованию в технике и тактике.
Тренировочная программа
Будем считать, что перед началом сезона игроки уже проделали тренировочный цикл общефизической подготовки. Поэтому независимо от индивидуальной программы развития силы, выносливости и скорости основной упор на тренировках делается на развитие и совершенствование техники и тактики. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы упражнения с мячом включались сразу же после упражнений на скорость и выносливость. Развитие силы и специальной выносливости отнимает много энергии и оставляет мало сил для занятий с мячом. Нельзя смешивать такие занятия. Развитие выносливости должно осуществляться постепенно, и глупо требовать от команды достигнуть ее в две-три тренировки, в которые еще включались и упражнения с мячом.
Учитывая это, тренировочная программа должна быть составлена следующим образом:
- Разминка (упражнения для развития гибкости, скорости и выносливости) — 10 мин.
- Отработка передач и дриблинг — 10 мин.
- Действия в схватке, коридоре и отработка назначаемых ударов (обычная и другие тактические схемы) — 25 мин.
- Игровая тренировка — 25 мин.
Для юношеских команд в пункты 2 и 3 тренировочного плана нужно, очевидно, включить больше упражнений на привитие основ техники. В любой главе книги можно найти упражнения, над которыми нужно работать. Примерный комплекс упражнений изложен и в этой главе, в разделе «Индивидуальная тренировка».
Разминка
Пожалуй, не стоит много говорить о важности основательной разминки перед игрой или тренировкой. Начать игру без разминки — то же самое, что пытаться тронуться на автомобиле на высшей передаче. Холодные мышцы не приспособлены к резким и быстрым движениям, и все подобные попытки могут привести только к травмам. Волосы встают дыбом, когда видишь, как многие игроки, даже те, которые считают, что разминка необходима, относятся к
упражнениям на гибкость как к скучным и ненужным занятиям. Если такие игроки и делают разминку, то так небрежно, что от нее мало пользы.
Разминка подготавливает к игре не только мускулы, но и психику. Не только тело подготавливается к большим нагрузкам, но и мозг настраивается работать быстро. Настройка на игру не только обостряет реакцию, но и уменьшает число травм. Поэтому мозг должен сначала помочь размять тело, а затем и сам подготовиться к игре. Следовательно, разминка должна состоять из двух частей: разминки всех групп мышц и психологической настройки.
Упражнения на гибкость
Очевидно, что разминка перед матчем должна несколько отличаться от разминки перед тренировкой. Разминка перед игрой должна включать разогревание, упражнения на растяжение для скоростной работы, разминку с мячом и психологическую настройку. Не следует делать чисто силовые упражнения. Вот примерная схема специальной разминки:
а) медленный бег вокруг поля с ритмичным дыханием. Закончить 50-метровым ускорением вполсилы;
б) упражнения на гибкость и растяжение на все группы мышц и суставы (7—10 мин.):
- Сжать и разжать кулаки, напрягая пальцы. Повторить упражнение, увеличивая скорость.
- Вращать кисти рук в обоих направлениях. Переплести кисти рук. Выполнять упражнение как можно быстрее.
- Совершать руками большие круги вперед и назад. Руки согнуты. Резко выпрямите их, разминая локти. Повторите упражнение.
- Медленно сгибайте туловище вперед, назад и в стороны.
- Подтяните колено к груди, нога прямая. Согните ноги в коленях полностью и слегка попрыгайте.
- Сядьте на землю. Ноги вытянуты. Коснитесь головой коленей. Упражнение выполняйте плавно, без рывков.
- Попеременно медленно вращайте ногами, напрягая бедра. Вращайте носок ноги, сначала медленно, затем быстрее;
г) бег на месте, перескоки на месте, иногда поднимая высоко колени;
д) передачи по кругу вдвое дальше, чем обычно (нападающие выполняют действия, указанные в разделе «Групповой дриблинг и передача мяча». Трехчетвертные начинают с передачи полузащитников);
е) передачи на месте вперемежку с упражнениями на внимание.
Отдых и расслабление за 5—10 мин. до начала матча.
Общее время 25—30 мин.
Разминка перед тренировкой должна быть короче. Так, например, бег можно укоротить или совсем не проводить. Упражнения, указанные в пп. «б», «в», «г», должны быть выполнены полностью или заменены эквивалентными. Силовые упражнения можно включить после упражнений в беге и перескоках. Упражнения на скорость и выносливость объединяются с упражнениями с мячом или чередуются с ними.
Упражнения на внимание и быстроту реакции
- Тренер или капитан могут назвать ряд упражнений, которые нужно выполнить быстро и точно. Например, можно скомандовать: «Бег на месте!», «Лечь на спину!», «Встать!», «Один прыжок!», «Упасть на руки! Встать!», «Бег на месте!» и т. д.
- Игроки располагаются по кругу лицом внутрь. Один игрок в центре. Мяч передается с двух сторон игроку в центре как можно быстрее. Можно использовать любой вид передачи мяча. Центральный игрок внезапно выкрикивает: «Садись!» — и отдает мяч какому-нибудь игроку, который все еще стоит. Последний должен как можно быстрее возвратить мяч и сесть. Следует команда: «Встать!», и игра продолжается. Игрок в центре круга по команде тренера меняется, пока мяч находится в полете. Любое упражнение, подобное этому, полезно. Главное, чтобы было как можно меньше монотонных, однообразных, автоматических движений. Игрок, выполняя упражнение, должен думать. И думать быстро.
При выполнении этих упражнений группу можно разделить на нападающих и трехчетвертных для отработки передач и дриблинга. Так лучше вырабатывать скорость и выносливость. Можно выполнять упражнения и всей группой вместе, но никогда не следует их затягивать. Вполне достаточно выполнить упражнение, двигаясь в один конец поля и обратно. Основное внимание нужно уделять развитию скорости и быстрой реакции.
Бег с кувырками. Это хорошее упражнение для овладения искусством безопасного падения и быстрого подъема. Упражнение помогает уменьшить число травм при захватах и в то же время прививает навык подниматься сразу после падения для контратаки. Игроки бегут по полю и обратно, выполняя следующие упражнения: спокойный бег, падение, кувырок через голову, подъем, быстрый бег, падение, подъем, спокойный бег и т. п.
Падения на землю совершаются по свистку тренера, но свисток надо давать внезапно, чтобы он был для игроков неожиданным. При совершении кувырка (вперед или вбок) плечи должны касаться земли.
Бег с ускорениями. Тренер может вновь использовать свисток. По его сигналу скорость бега меняется, т. е. чередуются медленный бег, ускорение, медленный бег и снова ускорение. Как и раньше, паузы между ускорениями должны быть различны, чтобы держать игроков в постоянном напряжении.
Бег со скрестным шагом (резко изменяя направление). Последовательность бега такая же, как и при беге с кувырками. Вместо падения надо выполнять скрестный шаг, обращая особое внимание на разворот бедер. Уход в сторону получается естественнее, если игрок делает имитацию передачи в сторону, противоположную повороту.
Можно проделать еще ряд упражнений, подобных следующему. Игроки выстраиваются вдоль зачетной линии. Мяч выбивается высоко вверх и в поле. Группа бросается за ним, и тот игрок, который поймает или подберет мяч, начинает продвижение с пасами до конца поля. Затем упражнение повторяется с теми, кто не принимал участия в пасах.
Упражнения на скорость. Группы по два-три человека могут на полной скорости пробежать 4x40м и 2х60м с короткими интервалами между каждым рывком. Группы составляются из игроков, обладающих приблизительно одинаковой скоростью. С помощью секундомера можно прикинуть время каждой из групп.
Для большей интенсивности тренировки упражнения можно выполнять до середины поля и обратно. Тогда лодыри будут на виду у тренера.
Индивидуальная тренировка
В этой главе, как вы заметили, все упражнения выполняются всей командой или группами Совершенствование индивидуального мастерства проводится на специальных занятиях по два или три человека, не больше. Желательно не за счет коллективной работы. Если это невозможно, то одну тренировку в неделю специально можно посвятить совершенствованию техники. Такие занятия должны включать следующее: пасы, прием и передачу мяча, захваты и падения на мяч, пасы полузащитников.
Индивидуальные занятия должны включать совместные тренировки полузащитника и первого номера, игроков коридора и крайнего трехчетвертного, а также центровых.
Групповой дриблинг и передача мяча
При выполнении упражнений гораздо больше пользы, если игроки будут пробегать короткие дистанции (и не во всю силу), а не длинные.
Нападающие. Для того чтобы увеличить скорость передачи мяча нападающими без ущерба точности передач и держать всех нападающих в постоянной готовности принять мяч, можно предложить следующие упражнения.
- Игроки нумеруются с первого по восьмой номер. Мяч передается на бегу от первого к восьмому номеру по порядку. Каждый игрок, принимая мяч, выкрикивает свой номер и бросается вперед, обгоняя остальных. Нет необходимости выстраиваться в линию. Нужно бежать плотной группой, как показано на рис. 76. Скорость пасов более важна, чем скорость бега. Поэтому нужно стараться, чтобы мяч как можно чаще менял руки. Упражнение более сложно, если игроки меняют свои места, появляясь то с одной стороны, то с другой, то сзади.
- Нападающие выстраиваются в короткую цепочку. Мяч передается вдоль линии, а один из нападающих (каждый по очереди, но крайний в цепочке) следует вдоль линии сзади, готовый подхватить мяч, если он упадет на землю, или, если мяч достигнет конца линии, подстроиться самому в цепочку, принять пас, вернуть мяч обратно и снова принять его на другом конце линии. Это упражнение вырабатывает выносливость и интуицию.
- Нападающие гонят мяч ногами плотной группой. Мяч можно катить по земле, толкая его подъемом, либо гнать его внутренней частью ступни до тех пор, пока он не подскочит выше колена. Тогда мяч забирается в руки, и продолжается движение, как указано в п. 1. Если мяч упадет на землю, его снова гонят ногами и т. д.
- Мяч лежит на земле в нескольких метрах впереди схватки. Нападающие бегут, на полной скорости подбирают мяч и пасуют друг другу, как указано в п. 1 или 2, либо организуют дриблинг—как указано в п. 3.
- Нападающие продвигаются плотной группой. Один нападающий с мячом впереди, остальные за ним. Бегущий впереди поворачивается и быстро отдает пас следующему за ним игроку. Последний повторяет это движение или передает мяч за спиной в руки следующему партнеру. Продвижение продолжается вдоль поля. Используются провороты, пасы и всякого рода короткие передачи. Мяч передается как можно чаще.
- То же, но на этот раз игроки двух схваток играют друг против друга. Атакующая сторона старается выиграть попытку. Когда атака приостановлена, можно использовать передачу мяча из рук в руки и провороты, пока мяч не выйдет из борьбы

- Спрямление бега всей линией трехчетвертных. Вся линия трехчетвертных выстраивается в линию, скажем, внутри собственной 22-метровой зоны. Полузащитник подбирает мяч с земли и передает его своим защитникам Против каждого игрока на средней линии расставляются шесты. На данной стадии обучения они не заменяют трехчетвертных противника, а просто являются ориентирами. Каждый игрок, принимая мяч, будет, естественно, отклоняться в сторону. Как только игрок принял пас, он должен стараться спрямить свой бег так, чтобы бежать точно вдоль поля. Когда игрок отдает пас, он должен сделать «уход» в сторону и снова оказаться на одной линии со своим шестом. Если этого не получилось, он должен увеличить шаг в сторону при отдаче паса либо больше спрямить свой бег до или после приема мяча.
На следующем этапе обучения мяч нужно принимать и отдавать в четыре, а если возможно, и в два шага. Шесты подносятся ближе к игрокам и располагаются на соответствующем расстоянии, как трехчетвертные противника.
В процессе обучения кто-либо, желательно тренер, должен стоять перед игроком. Он сможет указать на ошибки игрока и причины недостаточного спрямления бега.
Замечание. Очевидно, что игроки не всегда смогут в игре бежать так же прямо, как на тренировке. Но чем прямее они бегут на тренировках, тем меньше они будут бегать поперек поля в игре. - Упражнение для быстрого построения линии трехчетвертных. Полузащитник располагается с мячом на краю поля на 22-метровой линии и отдает пас трехчетвертным, которые принимают мяч на полной скорости и передают его крайнему. Когда крайний получает мяч, он сразу же приземляет его. Трехчетвертные быстро перестраиваются, полузащитник подбирает мяч, и упражнение повторяется, пока мяч не будет приземлен за дальней зачетной линией.
- То же упражнение, но когда крайний принимает мяч в первый раз, он приземляет его за средней линией поля. Трехчетвертные затем перестраиваются в обратном направлении. Полузащитник подбирает мяч и отдает его трехчетвертным. Крайний теперь приземляет мяч за 22-метровой линией, от которой начиналось упражнение.
- Полузащитник передает мяч от 22-метровой линии (с края или центра поля). Задача трехчетвертных — передать мяч крайнему прежде, чем он достигнет 22-метровой линии Позднее можно усложнить упражнение, воткнув в землю четыре шеста между линией трехчетвертных и 22метровой линией как воображаемую линию защитников. Все эти упражнения нужно выполнять не снижая скорости, причем следить за тем, чтобы не бежать поперек поля.
- То же упражнение, но свободные нападающие могут имитировать схватку, выбить из нее мяч полузащитнику, а затем подстроиться к крайнему трехчетвертному и принять от него обратную передачу.
- Передачи трехчетвертных заканчиваются поперечным ударом, который производит крайний трехчетвертной. Свободные нападающие снова имитируют схватку, но затем двигаются вдоль поля и принимают мяч после поперечного удара.
- Передачи трехчетвертных с подключением замыкающего и с использованием всех нападающих в качестве схватки противника. Когда полузащитник отдает пас, все нападающие начинают действовать в защите и стараются остановить атаку. Позднее могут быть использованы две схватки. Нападающие одной из них играют в защите, а другие поддерживают трехчетвертных в атаке.
Статические положения.
Начальный удар и удар от ворот. Тактика бьющей и принимающей сторон должна отрабатываться отдельно. Причем до этого все игроки должны хорошо усвоить свои обязанности на поле. Позднее можно использовать две полные команды. Важно обратить внимание на следующее:
- для бьющей стороны: бьющий должен пробить мяч точно перед своими нападающими так, чтобы они смогли принять его на полной скорости. Нападающим нужно занять правильные позиции до удара и пересечь линию на полной скорости. Защитники должны быстро перестроиться для приема ответного удара;
- для принимающей стороны: точное построение до удара, быстрый пас крайнему трехчетвертному.
Коридор. Сначала нападающие должны тренироваться одни, без противника. Крайний трехчетвертной используется обычно для вбрасывания мяча. Когда произвольные схватки в коридоре будут организовываться правильно и прочно, можно соединить две схватки, сопротивляющиеся друг другу. Позднее к ним могут присоединиться трехчетвертные.

- полузащитник и первый номер сначала тренируются вместе. Это намного увеличит эффективность тренировок, когда вся схватка соберется вместе;
- нападающие отрабатывают толчок в парах, обращая внимание на прогиб спины, прямое положение шеи и эффективное использование ног;
- две первые линии тренируются либо друг против друга, либо против специального станка. Часть тренировки должна включать вбрасывание мяча в схватку полузащитником, чтобы первый номер мог тренировать выбивание мяча из схватки;
- вторая линия тренируется так, как описано в п. 3;
- первые и вторые линии тренируются вместе либо пять нападающих против пяти других Еще лучше, если нападающие тренируют толчок в схватке с помощью специального станка;
- вся схватка может теперь тренироваться вместе. Каждая восьмерка игроков с помощью станка, а затем друг против друга. Но мяч пока еще не вбрасывается. Отрабатывается только толчок, правильность построения и сцепления игроков.
Следующие пункты относятся к тренировке произвольной схватки. Мы включили их сюда, чтобы обратить внимание нападающих на важность быстрого построения в схватку и быстрого выбивания мяча даже из назначаемой схватки; - тренировка силовой произвольной схватки. Шестнадцать нападающих сидят на земле произвольным образом. Как только мяч положен на землю, нападающие должны вскочить и сформировать как можно быстрее назначаемую схватку (мяч все еще не отыгрывается из схватки). Упражнение лучше проводить с секундомером. Позднее дистанцию между сидящими нападающими и местом построения схватки можно увеличить,
- то же но на этот раз мяч выбивается из схватки. Время измеряется от момента приземления мяча до выхода его из схватки.
- то же, что и в п. 7, но нападающие стараются перетолкнуть схватку противника не выбивая мяч, причем они должны понимать, что это не тактический игровой прием, а просто упражнение для тренировки толчка;
- то же, что и в п. 8, но на этот раз нападающие нагибаются сразу, как только построятся. Цель упражнения - как можно быстрее выбить мяч;
- тренировка построения У-образной произвольной схватки с использованием различных нападающих на разных местах. Необходимо объяснять, когда используются такого типа схватки;
- то же. что и в п. 7, но с построением У-образной схватки;
- то же, что и в п. 8, но с построением У-образной схватки;
- тренер с мячом в руках перемещается по полю Нападающие следуют за ним. Тренер внезапно приземляет мяч; первый нападающий падает на мяч; задние строят У-образную схватку, тогда как схватка противника формирует силовую схватку. Обе схватки стараются быстро отыграть мяч;
- тренировка всей схватки. Толчок и выбивание мяча следует отрабатывать только после того, как все игроки займут правильные позиции. В случае неправильной позиции ног или сцепления игроков одной из линий лучше поднять схватку и перестроить ее. Схватка должна рассыпаться быстро, чтобы не утомлять нападающих. Когда построение нападающих будет правильным, можно начать отрабатывать вбрасывание мяча в схватку и выбивание его оттуда.
Обычная тактика
Рассыпание нападающих от схватки в атаке и защите. Рассыпание должно практиковаться от схватки на краю поля и в центре. В тренировку включаются следующие упражнения:
- строятся две схватки. Мяч не вбрасывается. По сигналу тренера игроки схватки начинают давить, а затем рассыпаются. Одна схватка переходит в защиту, а другая атакует, как при обычной атаке трехчетвертных (см. рис. 75 и 81).
Когда спустя несколько секунд раздастся свисток, все останавливаются и проверяют свои позиции; - то же, что и в п. 1. Полузащитник вбрасывает мяч, и нападающие выбивают его;
- нападающие формируют две произвольные схватки. Когда мяч выбит, одни игроки переходят в защиту, а другие в нападение, в зависимости от того, какая сторона выиграла мяч. Позиции игроков контролируются;
- то же, что и в пп. 2 и 3, но атакующие нападающие поддерживают полузащитника (рис. 79). Обратите внимание на четыре возможных прорыва полузащитника у схватки;
- нападающие тренируют переход в атаку и защиту от коридора;
- те же упражнения, что указаны в пп.2 - 5, совместно с полной линией трехчетвертных;
- быстрое рассредоточение по полю нападающих и группировка в одной части поля, когда трехчетвертные атакуют в свободной игре. Отработка начального удара и удара с 22-метровой линии — лучший вид такого рода практики.
В тренировке неожиданных тактических комбинаций необходимо обратить внимание на следующее:
- Прежде чем какую-либо комбинацию включать в тренировки всей команды, важно, чтобы она была тщательно отработана игроками, от которых, в основном, зависит ее выполнение. Например, «ножницы» должны сначала тренироваться только полузащитником, блуждающим полузащитником и центровыми.
- Команда должна сначала сосредоточить внимание на разучивании двух-трех простых комбинаций. Когда их удастся осуществить в играх, можно будет добавить к ним еще несколько комбинаций. Но всегда нужно работать над теми комбинациями, которые лучше подходят для команды. Например, бесполезно разучивать третью комбинацию с крайним трехчетвертным, который плохо владеет техникой приема и отдачи паса.
Игры должны проводиться в полной игровой форме. В игре должен быть, по крайней мере, один перерыв, в течение которого тренер может указать на ошибки либо внести изменения в расстановку игроков или тактику игры.
Ниже приводятся различные варианты игровых тренировок. Время игры может определяться тренером.
Семь на семь. Отличная тренировка на любом этапе игрового сезона.
Игра до касания. Игра проходит по всем правилам, за исключением того, что вместо захватов используется простое касание. Такая игра убыстряет передачу мяча и создает идеальные условия для шлифовки движений.
Статические положения. Это не игра в прямом смысле, а серия статических положений, которые быстро следуют одно за другим по команде тренера или судьи. Цель такой тренировки - в условиях, приближенных к игровым, отработать статические положения. Игра может начинаться ударом, схваткой или коридором, которые будут организовываться так быстро, как тренер считает необходимым. Тренер подает сигнал и кричит: «Схватка!» (указывая место схватки), или «Произвольная схватка!», или «Коридор!», или «Начальный удар!» и т. п. Сторона, завладевшая мячом, может применить любое продолжение, которое ей известно. Так как попытки будут выигрываться довольно редко, важно, чтобы тренер не пускал игру на самотек и быстро отдавал команды. Когда атаки прерываются, нет необходимости назначать то статическое положение, которое должно было бы следовать.
Пас или штрафной. Такая тренировка улучшает технику владения мячом и технику захватов. Попытки засчитываются обычным образом, а правила игры в регби сохраняются, за исключением следующего:
- в игре нет схваток, коридоров или назначаемых ударов;
- нельзя играть в мяч ногами, за исключением случаев, указанных в п. 6;
- когда игрок захвачен с мячом, он штрафуется (см. п. 11);
- любой игрок, бьющий мяч ногами, кроме случаев, указанных в п. 6, штрафуется, как в п. 11;
- положение «вне игры» штрафуется лишь когда носит умышленный характер;
- игрок, который находится между 5-метровой и боковой линиями, может перевести мяч ногой на другой край;
- до начала игры обе команды разделяет 10-метровая зона. Судья вбрасывает мяч между ними;
- когда мяч выходит за боковую линию, его вводят в игру, как в п. 7. Команды располагаются по обе стороны от мяча в 5 м друг от друга;
- когда мяч потерян, первому игроку, подоспевшему к нему, необходимо дать 3 м для отдачи паса;
- чтобы держать мяч в игре возможно дольше, каждая команда должна постоянно сохранять цепочку игроков за игроком с мячом, независимо от того, нападающие это или защитники;
- при назначении штрафного удара за все нарушения провинившаяся команда немедленно отходит на 10 м. Другая команда имеет право сделать три свободных паса от того места, где было совершено нарушение.