пятница, 21 сентября 2012 г.

Регби на высоких скоростях. Некоторые проблемы тренировок

Глава 24. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИРОВОК

В данной главе речь пойдет о психологических особенностях тренировок. Причем мы предлагаем не какую-то стройную, законченную систему, а лишь некоторые взгляды, которые сложились у авторов при работе со школьниками.

Едва ли нужно говорить о важности учета эмоциональных особенностей тренировок в такой сложной игре, как регби, особенно на школьном уровне. Именно в ранние годы закладываются основы техники и прививается любовь к игре, так необходимые для успехов и вдохновения взрослого регбиста.

Заинтересованность тренера
В работе тренера, на любом уровне, главное — энтузиазм и заинтересованность. Тренер, имеющий эти качества, должен:
  • проявлять любовь к игре, которая, естественно, прививается и ученикам;
  • показывать личную заинтересованность в прогрессе команды и каждого ученика. Его долг - внимательно воспитывать как способных, так и малоодаренных воспитанников. Конечно, соблазнительно форсировать подготовку и создать команду в один сезон. Но хорошая команда появляется при наличии ровного состава, а не нескольких отличных игроков. Повышенное внимание к слабым игрокам, особенно к старательным, имеет также психологический эффект: их прогресс заставляет упорнее работать более способных учеников;
  • обеспечивать взаимную поддержку не только со стороны тренера к ученикам, но также со стороны учеников друг к другу. Любой упрек, когда ошибка совершена, должен быть немедленно и твердо пресечен. Многие подающие надежды игроки, начиная ворчать на поле, со временем портятся. С другой стороны, у тренера всегда имеется много возможностей поддержать своих питомцев;
  • готовить игроков на те места, где они, вероятно, будут играть в последующие годы;
  • любой ценой избегать монотонности в занятиях. Не концентрировать внимания на одном упражнении или техническом приеме. Однообразные упражнения быстро утомляют и делают занятия скучными. Даже если технический прием не освоен, лучше заняться чем-либо еще, а позднее вернуться к первоначальному упражнению. Тренировку схватки надо проводить особенно осторожно. Довольно часто тренеры убивают у учеников интерес к тренировкам, включая во все тренировочные периоды занятия со схваткой;
  • поддерживать инициативу. Всякую инициативу учеников необходимо поддерживать, начиная от элементарных шагов до собственных комбинаций. Ребятам обычно не свойственно обдумывать свои планы на бумаге, но свои собственные комбинации они выполняют более охотно, чем любые другие. И не беда, что комбинации, быть может, не заслуживают внимания. Они, по крайней мере, пробуждают интерес к занятиям и, что более важно, заставляют игроков думать;
  • иметь перспективные планы. Игроки должны иметь определенную цель перед собой, помимо задач, которые они выполняют в матче. Другими словами, каждый игрок должен иметь программу на сезон, помимо плана на каждую тренировку. Эта программа, кроме развития технических и тактических навыков, должна учитывать постепенный прогресс игрока как члена команды: усвоение им простейших задач, стоящих перед командой в начале сезона, и усложнение и совершенствование их в конце сезона. Такая программа должна служить целью и руководством в течение всего сезона;
  • поддерживать в команде бодрость духа. Иначе игра не приносит удовольствия. Если команда дружная, она играет лучше и упорнее. Излишняя сухость и серьезность (которую мы отличаем от решимости) ведет к волнению и подавленности. В таком состоянии даже небольшое замечание может восприниматься как укор. Поэтому своевременный юмор тренера и игроков бывает очень полезен. 
Тренировки
Каждый тренировочный период должен быть тщательно спланирован и организован. На каждой тренировке игрок должен чувствовать, что прогрессирует. Этого можно добиться, если тренировки спланированы по принципу перехода от простого к более сложному, так, чтобы одно упражнение подготавливало к следующему. Например, защитники отрабатывают какую-либо комбинацию, нападающие действуют в коридоре (или схватке); затем защитники могут выполнять свою комбинацию от коридора, тогда как нападающие учатся поддерживать атаку трехчетвертных. Этот игровой момент в дальнейшем можно выполнять всей командой.

Всегда надо стараться включить в тренировку элементы, которые команда или группа игроков умеет хорошо выполнять. Это оставляет чувство удовлетворенности после тренировки и помогает приобрести уверенность в своих силах. Если же пытаться все время включать новые технические элементы и комбинации, которые постоянно заканчиваются неудачно, то уверенность игроков в своих силах легко утратить.

Тренировка будет более эффективной, а действия игроков более осмысленными, если намечаемые комбинации предварительно объяснить. Объяснения должны быть по возможности краткими, но ясными и сопровождаться показом упражнений. Ребята гораздо больше усваивают из примера, чем из наставлений. Одно упражнение должно естественно следовать за другим, без всяких колебаний тренера. Между упражнениями совершенно необходимы передышки, особенно после бега. Тренер может использовать их для своих замечаний и разъяснений. Игроки менее восприимчивы, когда они физически свежи или увлечены выполнением задания.

Ни в коем случае не следует затягивать упражнения или продолжать его до изнеможения. Такие тренировки отбивают интерес к занятиям и приносят больше вреда, чем пользы. В этом смысле нужно осторожно подходить к упражнениям, включающим мало движений, но часто необходимым в тренировке юношей (например, пасы на месте), или быстро утомляющим упражнениям (например, отработка толчка в схватке).

После тренировки игрок должен чувствовать, что он хорошо потрудился и получил удовольствие от этого.

Внимание к деталям
Прочное усвоение технических приемов происходит лишь при постепенном разучивании упражнения. Сначала нужно делать упор на основе технического приема и только затем постепенно усложнять его. Для этого, конечно, важно правильно понять технический прием. Совсем не обязательно торопить ученика: быстрота освоения технических приемов зависит от общей координации. А всякая спешка ведет к небрежному выполнению упражнения и появлению ошибок, которые очень трудно исправлять в дальнейшем (отметьте, однако, что было сказано выше о монотонности тренировочных занятий).

Терпеливость при устранении ошибок
Исправление ошибок требует большой выдержки. Нередко игрока, совершившего ошибку, сейчас же грубо упрекают: полузащитника — за несвоевременную попытку прорваться у схватки; замыкающего — за неудачно выбитый мяч в аут и т. п.

Когда мяч в игре, советы нужно давать очень осторожно. Когда игрок уже принял решение, окрик может только навредить ему и команде. Лучше всего давать совет, когда игра остановлена. Исключением из этого правила являются случаи, когда:
  • игрок явно не знает, что предпринять;
  • действия игрока немедленно ведут к проигрышу очков;
  • игрок неопытен и совершает явную ошибку, пренебрегая основными принципами игры (например, просто не отдает пас). В последнем случае необходимо сделать скидку на медленную реакцию начинающего игрока, т. е. предъявлять к нему претензии можно только тогда, когда он находится в идеальной позиции для отдачи паса. Время реакции игрока меняется в зависимости от обстоятельств. Одно дело прикрытый игрок (кого можно обвинять в этом), другое — совершенно свободный. 
Индивидуальные тренировки
Индивидуальные занятия с одним, двумя или тремя учениками очень полезны, так как для каждого игрока можно организовать тренировку с учетом его индивидуальных особенностей. Конечно, есть приемы (например, удар по мячу), которые отрабатываются только в индивидуальном порядке. Занимаясь с целой группой, концентрировать внимание на одном ученике, даже на короткое время, недопустимо.

Знание правил игры
Необходимость досконального знания правил игры не нуждается в доказательствах. Регбийные правила очень сложны и постоянно требуют разъяснений. Едва ли игроки могут хорошо играть в регби, туманно представляя правила игры. Игнорирование этого факта не только увеличивает число ошибок, но и ухудшает качество игры. Факт, казалось бы, очевидный. Но все же довольно часто можно наблюдать, как игра непрерывно останавливается свистком судьи, который словно ничего не значит для игроков. Отчасти это объясняется сложившимся с 1823 года мнением, что свисток судьи обедняет регби. Появилось даже изречение: «Вы можете не свистеть слишком часто этим парням: игра все равно не остановится». Такая трактовка игры приводила к тому, что более сильная команда довольно часто не могла использовать атаки трехчетвертных против беспорядочных действий противника, который с помощью постоянных ударов ногой куда-нибудь вперед, безрассудных атак нападающих, явных офсайдов и при попустительстве судьи добивался победы.

Очевидно, что команда, которая лучше знает правила и, следовательно, меньше совершает нарушений, должна получать преимущество, которого она заслуживает. Судья явно несправедлив, если он смотрит сквозь пальцы на ошибки одной из команд. Такое судейство ведет к недовольству судьей даже у самых выдержанных игроков. Хорошее судейство и хорошее знание правил ведет к более красивому регби. Если игроки знают, что ногой бить по мячу бессмысленно, они будут стараться передавать мяч руками; если они знают, что положение «вне игры» штрафуется, оказавшись «вне игры», игроки будут быстро отходить и не принимать участия в игре; если они знают, по какой причине раздался свисток и что будет назначен штрафной, они смогут быстрее занять правильные позиции для атаки или защиты и т. д.

Совершенно необходимо, хотя бы раз в неделю, зачитывать и обсуждать в команде правила игры.

Обычно тренеру, если он сам судит тренировочный матч, очень трудно следить и за игрой и за действиями воспитанников. Некоторые тренеры не останавливают игру и обходятся без штрафных при нарушениях, чтобы дать игрокам возможность осуществить ту или иную комбинацию. Мы считаем, что для подобной цели лучше использовать игры, описанные в разделе «Игровые тренировки». Чтобы исключить любые нарушения правил игроками, необходимо указывать им на их ошибки. Ни одно нарушение не должно быть пропущено. Иначе привычка нарушать правила в тренировочной игре станет системой в календарных матчах.

Специализация
Нет сомнения, что изменение амплуа игрока в течение тренировочного процесса полезно и необходимо. Вопрос в том, как должна осуществляться специализация игрока. Ответ часто зависит от различных причин: от имеющихся в распоряжении тренера игроков и желания создать из этих игроков команду сильнейшего состава. Но совершенно очевидно, что в первые годы игрок должен тренироваться на том месте, где он, вероятно, будет играть и в последующие годы. Там, где лучше всего, проявятся его физические данные, техника и темперамент. Но даже в период специализации игра на других местах не только полезна, но во многих случах необходима. Смена амплуа не повредит никому. Но главная цель такой перемены — принести пользу игроку на его основном месте.

Задача усложняется, если приходится ставить игрока на то место, которое не соответствует его физическим или техническим возможностям. Проблема довольно часто разрешается, если объяснить игроку стоящие перед ним трудности. В любом случае разъяснения необходимы, чтобы вызвать у игрока желание играть на нужном месте.

В тренировке начинающих игроков, особенно в юношеских командах, решаются другие задачи. В какое место лучше всего поставить игрока для изучения тактики игры? Если группа состоит только из начинающих, то их можно переставлять на различные места. Сложнее обстоит дело, когда начинающий занимается вместе с игроками, уже имеющими некоторый игровой опыт. Очевидно, что в этом случае, прежде чем выпустить игрока на поле, важно по возможности фундаментальнее подготовить его. Но если необходимо поставить такого игрока в команду, то при выборе его места надо учитывать не только данные игрока. Нужно помнить и о развитии тактического мышления у новичка. Как правило, новичка без раздумий ставят в схватку, считая, что там требуется меньшее техническое мастерство и, следовательно, он меньше будет портить команде игру. Такое мнение ошибочно. Нет для новичка более трудного в техническом и тактическом плане места, чем место нападающего. Конечно, нельзя ставить новичка на такие ключевые позиции, как позиции полузащитника, блуждающего полузащитника или центральных трехчетвертных. Но есть два места в команде, на которые новичка вполне можно ставить, — крайний трехчетвертной и замыкающий. Мы советуем, если новичок обладает, по крайней мере, достаточной скоростью, поставить его замыкающим. Там он будет принимать достаточное участие в игре и получит больше пользы для себя.

Совершенствование тактики
Как указывалось в предыдущих главах, разучивать различные комбинации нужно при любой тренировочной программе, даже в юношеских командах. Конечно, бесполезно отрабатывать комбинации прежде, чем игроки освоят элементарные технические и тактические приемы. Но многие тренеры требуют от своих воспитанников совершенного выполнения стандартной тактики, прежде чем вводят в занятия еще какие-либо комбинации. Это часто приводит к тому, что команда утрачивает интерес к тренировкам. Имеется множество комбинаций очень простых и довольно эффективных, которые по силам даже тринадцатилетним мальчикам. Разумное включение их в тренировку повышает не только интерес к занятиям, но и техническое мастерство игроков и развивает их тактическое мышление. Проведение таких занятий имеет и другие преимущества. Игроки начинают чувствовать, что они прогрессируют и обучаются чему-то заслуживающему внимания. Одновременно укрепляется их вера в свои силы и в тренера.

Для взрослых команд разучивание на тренировках различных комбинаций совершенно необходимо. Но осваивать их нужно постепенно.

Воспитание капитана
Самая трудная, но часто самая благородная задача для тренера — воспитание капитана. Раз капитан выбран командой, тренер должен принять это решение и составить для капитана программу тренировок. Он обязан воспитывать в капитане все качества, которыми должен обладать руководитель команды. Это требует времени. За один сезон многого не добьешься. Счастлива та школа, где понимают необходимость воспитания лидера команды с раннего возраста, где понимают, что опыт и спортивная зрелость накапливаются годами и совершенствуются от команды к команде!

Тренер должен помнить, что он не капитан, и должен доверять капитану руководство командой в такой мере, в которой тот способен в свои годы и при своем опыте. Конечно, молодые игроки больше нуждаются в опеке тренера. Но даже встреча юношеских команд не должна превращаться в состязание тренеров. Воспитание капитана осуществляется на поле и вне его, в течение тренировочных занятий и, что еще лучше, в процессе игры, что позволяет капитану приобрести самый ценный опыт. Капитан должен учиться не только на советах, но и на собственных ошибках. Во время тренировок он может руководить действиями трехчетвертных или нападающих, помогая тренеру и приобретая опыт руководства командой.

Все сказанное относится, конечно, и к воспитанию лидера нападающих.

Успехи школьного тренера определяются не только его тактической зрелостью, знанием техники и умением организовать тренировки. Тренер должен еще быть хорошим психологом и воспитателем. Ему необходимо уметь понять характер учеников, ценить их хорошие качества и исправлять недостатки. Тренер должен уметь доходчиво объяснять и внушать ученикам доверие, прививать любовь к игре и трудолюбие. Его тяжелый труд требует безграничного терпения, собранности, способности предвидеть и учесть тысячу мелочей. Тогда только ему удастся сплотить свою команду и превратить ее в грозную силу.


пятница, 21 сентября 2012 г.